Интеллектуальные авантюристы. Электронные книги, библиотеки, Книгуру

Мисс Пиксли. Дежурная по новостям
Мисс Пиксли. Дежурная по новостям

Статья М. Ивашиной «К новым читательским практикам через Книгуру» попалась нам на глаза только сегодня (хотя написана, кажется, в прошлом году), но это действительно актуальная вещь. Похоже, перемены уходящего года даже сделали ее еще актуальнее.

В ней есть все то важное, о чем хотелось бы говорить и слушать: и электронные книги с их возможностями и проблемами, и анализ работы библиотек в новой медиасреде — заметьте, продуктивный анализ! —  и результаты работы с читателями-детьми и «молодыми взрослыми» (а это самая интересная аудитория в мире), и, что не менее интересно, отличная выкладка по работе конкурса Книгуру.

Если вам сейчас показалось, что перечисленные вещи не связаны между собой, вы ошибаетесь. Это один и тот же процесс: чтение в том самом своем новом виде, который так нервно пытаются предсказать то напирая на «победу» электронных книг над бумажными, то наоборот. Кстати, имейте в виду: такая позиция с головой выдает человека не читающего. Того, кто считает, что сегодня читать нечего (ничего же нет!), да, в целом, и незачем. Они, перетягиватели этого странного каната, читали давным-давно. Они не хотят знать ничего нового. Им это некомфортно. Они относят себя к книжном миру по привычке — и не хотят знать, что он, этот мир, изменился.

Но есть, к счастью, другие люди — к каковым относится автор статьи.

Максимум реальности при минимуме теорий. То, что у нас есть, а не то, чего, увы, нет, боже, какая беда, мы все умрем.

Как правило, именно такие статьи по неизвестной причине почти не мелькают в социальных сетях, на них редко ссылаются. Как будто некий молчаливый сговор предписывает делать вид, что их нет. Но они есть — к счастью.

Интересно, что тема авантюризма — в смысле поиска и постижения нового, использования всех возможностей, умения видеть эти возможности — здесь некий фон. Библиотечные фонды, укомплектованные электронными книгами; онлайн-встречи школьников с писателями, организованные умными библиотекарями; конкурсное жюри детское и взрослое; бесстрашные критики (их даже назвали экстремалами), которые не боятся уронить свой взрослый авторитет, если их мнение не совпадает с мнением детей; вообще возможность для читателя пообщаться с автором, для автора — с читателем, — все это только часть.

Интеллектуальный авантюризм — так автор характеризует это явление. Не согласиться невозможно. Именно то, что нужно нам сегодня (особенно сегодня!), и именно то, чего так остро не хватает в обычной жизни. Большинство взрослых людей боятся перемен — а стоило бы использовать их. Стоило бы учиться — а учиться, вообще говоря, нужно вообще всю жизнь, в любом возрасте. Иначе неизбежно обрастаешь мхом и начинаешь ворчать — вместо того, чтобы действовать. Результат этого образа действий? Нам такого не нужно.

Большой материал, но он стоит того, чтобы быть прочитанным до последней буквы.

Кое-какие выдержки.

О БИБЛИОТЕКАХ

«– современная библиотека должна иметь развитую медиаструктуру: электронный абонемент (который будет комплектоваться новейшими электронными текстами и где можно закачать в свои мобильные устройства и ридеры любые новинки); фонотеку с известными и новейшими произведениями в исполнении актёров, музыкальными произведениями по классике; блоги на разных платформах; аккаунты в популярных социальных сетях, где можно задать вопросы писателям, получить рекомендации от профессионалов и сверстников, обсудить книги, и где можно совместно делать вики-проекты;

– переход библиотек в электронный формат необходим лишь частично. Здесь нужны реальные площадки, где будут собираться «братья по разуму» для общения и обмена идеями, где можно получить советы «что читать» и встретиться с писателями и интересными людьми. Должна остаться и часть традиционных книг – художественных эксклюзивных изданий, памятников истории и культуры».

ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ АБОНЕМЕНТАХ

«К сожалению, библиотеки с большим трудом принимают новые модели обслуживания и технологии в силу разных причин, в том числе и нежелания перестроить систему работы в целом и отдельные привычные технологические цепочки. Самое главное, они не готовы изменять себя и собственные привычки. Немногие пока заинтересовались недавно появившимся предложением компании Литрес – агрегатора, дистрибьютера и крупнейшего продавца лицензионных книг в России и странах СНГ (58% книжного рынка) – по организации бесплатной выдачи электронных текстов читателям на их мобильные устройства (смартфоны, ридеры, планшеты) на абонементах библиотек. В Литрес разработана система «Библиотека», позволяющая библиотекам организовать бесплатную выдачу около 70 тыс. названий книг. Для этого созданы специальные приложения. Книги выдаются на определённый срок (2–3 недели) и после этого (если не продлены) стираются с устройств читателей. Библиотека платит только за те электронные книги, которые выдаются читателям; при средней стоимости книги 80 руб., за 5 тыс. руб. в год можно получить 60 экз. популярных электронных книг и «горячих» новинок, которые особенно привлекают читателей абонементов».


О КНИГУРУ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ АВАНТЮРИЗМЕ

«Благодаря КНИГУРУ, Всероссийскому конкурсу на лучшее произведение для детей и юношества, появившемуся на свет 3 года назад, на наших глазах рождаются новые читательские практики. Это чтение подростками электронных текстов в легальной библиотеке с компьютера и мобильных устройств, различные приёмы работы с электронными текстами, общение ребят по поводу прочитанного на сайте конкурса и в сетях, а также создание ими собственных творческих работ. КНИГУРУ непрерывно «обрастает» множеством дополнительных творческих элементов – выездными фестивалями в регионы, где живут самые активные участники, различными конкурсами (рецензий, видеороликов и буктрейлеров, методических разработок), мастер-классами, сетевыми литературными дискуссиями на сайте конкурса, в которых выбираются самые активные читатели, причём эта тенденция продолжается. Молодёжная читающая аудитория не только «лайкает, комментит и твитит», что способствует продвижению информации о книгах и чтении силами подростков, но и создаёт серьёзные творческие работы с индивидуальным стилем и авторской позицией, в сравнении с которыми работы взрослых – библиотекарей и педагогов, явно проигрывают. Создаётся не только целая система работы с электронными текстами в библиотеке, но и новый стиль работы и жизни, в который, к сожалению, вписываются далеко не все библиотеки. Очевидно, что вновь рождающийся опыт требует нового методического обеспечения, и оно разрабатывается думающими и не боящимися экспериментов библиотекарями.

Неизбежно приходится сравнивать КНИГУРУ с другими российскими конкурсами, где мне повезло работать совсем недавно в жюри или экспертных советах. Каждый из них можно рассматривать в качестве «рычага прорыва» на одном из направлений деятельности: это Первый всероссийский конкурс библиотечных блогов (октябрь–декабрь 2012) и Первый всероссийский конкурс библиотечных инноваций (октябрь–апрель 2013). Они стали хорошей школой для всех участников – и для тех, кто хотел представить результаты своей творческой деятельности, и для тех, кто хотел вписать их не только в широкую панораму гуманитарных инициатив, но и в перспективы дальнейшего развития духовной культуры нашего общества. Я сравнивала разработку критериев оценки творческих работ, методы работы экспертов и членов жюри, находящихся не только в разных городах, но и странах, в закрытых группах сети Facebook или многоадресной электронной почте. Было любопытно наблюдать дискуссии и разные методы решения спорных вопросов при составлении рейтингов, проведении on-line конференций с удалёнными участниками. Во всех случаях КНИГУРУ удавалось быть на высоте, интегрировав интеллектуальный авантюризм с современными технологиями».

Читать полный текст статьи.

Добавить комментарий