Станислав Кирилец: Первый торговец автомобилями в России Карл Шпан

Публикуется с разрешения автора.

В 2011 году мы отмечаем три круглые даты, связанные с автомобилями марки «Бенц» (Benz).
29 января 2011 года немецкая фирма Daimler AG торжественно отпраздновала славный юбилей. Ровно 125 лет тому назад инженер Карл Бенц подал заявку в германское Императорское патентное ведомство на изобретённый им «моторный экипаж». Полученный им патент за номером 37435 можно назвать «свидетельством о рождении» автомобиля.
Осенью 1891 года первый «мотор» в России появился в Одессе. Его привёз на пароходе из Марселя главный редактор газеты «Одесский листок» В.В. Навроцкий. По мнению некоторых советских историков, это была изготовленная во Франции по лицензии Г. Даймлера машина «Панар-Левассор» (Panhard et Levassor). В качестве доказательства в автомобильной литературе и периодике неоднократно печаталась фотография, оказавшаяся фальшивкой. Сейчас уже доказано, что тот снимок был сделан не в Одессе, а в Париже. Самый ранний источник, одесский «Справочник автомобилиста» 1913 года утверждает – автомобиль Навроцкого был «Бенц». Оснований не доверять одесским летописцам, нет. Таким образом, в этом году мы празднуем 120 лет первого автомобиля на Земле Российской.
В 1896 году в Петербурге владелец фабрики газовых двигателей отставной лейтенант флота Е.А. Яковлев и экипажный фабрикант П.А. Фрезе построили первый русский автомобиль – 115 лет прошло с того события. Любопытно, что прототипом для автомобиля Яковлева и Фрезе послужил также «Бенц».

В 1894 году в Российской Империи на базе «Технической конторы Карл Шпан» открылась первое агентство по торговле механическими транспортными средствами с официальным представительством в Петербурге (Фонтанка, д. 52) и филиалом в Москве (Кисельный пер. дом Дольника). Контора взяла не себя представительство и продажу немецких автомобилей «Бенц» и мотоциклов «Гильдебранд и Вольфмюллер» (Hildebrand & Wolfmüller). В том же году фирма «Бенц», ставшая к тому времени крупнейшим производителем самоходных экипажей, экспортировала при посредничестве своего представителя первый автомобиль в Россию. Машину отправили в Москву. С 1895 года несколько «Бенцев» уже ездили по Петербургу и другим городам Империи. До 1897 года фирма «Карл Шпан» поставила в Россию 19 легковых «Бенцев» разных моделей. Позже в России появились омнибусы и грузовики этой марки. «Техническая контора Карл Шпан» торговала автомобилями в России примерно до 1904 года.

Автомобиль Benz Victoria. Петербург, 1896 г.

11 октября 1898 года на Волхонском шоссе под Санкт-Петербургом состоялась первая в России «гонка моторов», в которой участвовали шесть лёгких французских трициклов «Клеман» (Clément) и представленный фирмой «Карл Шпан» автомобиль «Бенц», выступавший вне конкурса. Победу одержал Павел Николаевич Беляев на трицикле «Клеман» с двигателем «Де Дион-Бутон» (De Dion-Bouton), пройдя дистанцию в 39 вёрст по заснеженной скользкой дороге за 1 час 33 минуты и 36 секунд со средней скоростью около 27,3 км/час, что для того времени было очень высоким результатом. Внеконкурсный тяжёлый «Бенц» финишировал последним. У водителя Леврентьева не было шансов против лёгких трициклов.

Самый популярный автомобиль в России конца XIX века Benz Velo – предмет торговли «Технической конторы Карл Шпан».

О конторе «Карл Шпан», её основателе и владельцах стоит рассказать немного подробнее.
Подданный Баварии Карл Шпан (Carl Spahn) родился 7 (19) ноября 1847 года в городе Фюрт недалеко от Нюрнберга (Франкония). В 1883 году он унаследовал от своего родственника В.И. Брауна (W.I. Braun) основанное в 1865 году торгово-посредническое агентство в Санкт-Петербурге. Приехав в том же году в столицу России, и поселившись на Малой Конюшеной улице д. 10, К. Шпан вступил во владение фирмы и перерегистрировал её под названием «В. Браун, преемник Карл Шпан». Вскоре энергичный баварец Карл Иванович Шпан получил звание купца первой гильдии и начал активно развивать своё дело в России. Основным профилем фирмы стал вывоз российского листового железа и «всех других русских производств» в Германию, а также ввоз из Германии и других стран Европы продуктов машиностроения и цветных металлов. Непрерывно расширяя поле своей деятельности в России, К.И. Шпан вскоре сколотил огромный капитал. В начале ХХ века его фирма, известная уже под новым именем «Техническая контора Карл Шпан» продавала в России оптом и в розницу различные товары, начиная от слесарного инструмента, керосиновых ламп «Китсон» (Kitson), стационарных двигателей и автомобилей «Бенц», и кончая артиллерийскими орудиями немецкой фирмы «Крупп» (Krupp) и французской «Шнейдер-Крезо» (Schneider-Creuzot). Фирма Шпана занималась также «выработкой проектов и устройством полных заводов», изготовлением «проволочных канатов, вагонов и деталей воздушной канатной дороги», торговлей строительными материалами, не гнушалась она и финансовыми операциями, включая биржевые спекуляции. Отделения фирмы открылись во всех уголках Российской Империи, включая Туркестан и Дальний Восток.
21 апреля 1909 года Карл Иванович Шпан передал управление конторой своим сыновьям Карлу Карловичу и Борису Карловичу. Фирма была преобразована в «Торговый дом К. Шпан и сыновья». 29 мая 1912 года К.И. Шпан скончался, а годом позже его сыновья привлекли новых акционеров и основали «Товарищество на паях К. Шпан и сыновья».
Новый владелец фирмы К.К. Шпан имел почётное звание купца первой гильдии и чин коллежского регистратора. Он был председателем правлений: «Общества механических, гильзовых и трубочных заводов П.В. Барановского», «Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов», «Санкт-Петербургского строительного товарищества», «Русско-Балтийского судостроительного и механического общества». Кроме того Карл Шпан младший состоял членом правлений «Русского акционерного общества заводов Посселя», «Русского акционерного общества «Сименс-Шуккерт», «Общества Путиловских заводов» и «Международного банка».
Коммерческую деятельность К.К. Шпан совмещал с политической. Он считался не только известным лоббистом германских интересов в России, но и был активным членом пангерманского общества «Пальма». Последнее обстоятельство стало роковым в судьбе семьи и фирмы…
В 1914 году началась Первая мировая война – Российская и Германская империи оказались по разные стороны фронта. Не секрет, что многие проживавшие в России германские подданные, имевшие влияние в русских промышленных и финансовых кругах, совмещали свою основную деятельность с тайной – работали на германскую разведку. В числе их оказались и братья Шпан. О нашумевшем в 1915 году деле фирмы «К. Шпан и сыновья» рассказал позже в своих мемуарах бывший начальник штаба Северо-Западного фронта генерал-майор Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич (1870–1956): «Многие наши банки были в немецких руках, и уже одно это привлекло к их деятельности внимание контрразведки. Особый интерес вызвали подозрительные махинации двух видных петербургских финансистов – братьев Шпан, немцев по происхождению.
Когда старший из братьев ухитрился попасть на приём к императрице Александре Фёдоровне и поднести ей восемьдесят тысяч рублей на «улучшение» организованного ею в Царском Селе лазарета, контрразведка занялась этим «невинным» торговым домом и обнаружила не только постоянную связь, которую братья Шпан поддерживали с воюющей против нас Германией, но и другие, не менее значительные их преступления.
В связи с войной артиллерийское ведомство испытывало острую нужду в алюминии. Достать его ни в столице, ни в других городах России казалось невозможным. Возглавлявший фирму, старший из братьев Шпан предложил привезти нужное количество алюминия из-за границы. Артиллерийское ведомство согласилось, и Шпан тотчас отправил в Швецию своего агента. Под второй подошвой ботинка агент этот припрятал вручённые ему Шпаном документы, из которых следовало, что некая германская фирма отправляет в Россию принадлежащий ей алюминий. На самом деле огромное количество алюминия хранилось в самом Петрограде на тайных складах той же фирмы «К. Шпан и сыновья». Вся эта инсценировка понадобилась, чтобы продать дефицитный металл за баснословную сумму.
За выезжавшим за границу агентом было установлено наблюдение, и на обратном пути он был захвачен с поличным.
Родственники и знакомые братьев Шпан подняли невообразимый шум. Но Рузский [Николай Владимирович Рузский (1854–1918) – генерал от инфантерии, в то время член Военного и Государственного советов, Главнокомандующий армиями Северного фронта – Прим. авт.] на этот раз поддержал меня, и я, не считаясь с высокими покровителями фирмы, приказал арестовать обоих братьев и выслать их в Ачинск. Любопытно, что юрисконсультом этой шпионской фирмы был одно время будущий премьер и «главковерх» Керенский».
После раскрытия русской контрразведкой дела о шпионаже и спекуляциях «Товарищества на паях К. Шпан и сыновья», все активы фирмы были конфискованы в пользу Российской Империи, братья Шпан отправились в ссылку. Сведения об их дальнейшей судьбе пока неизвестны.

Каталог «Технической конторы Карл Шпан» 1898 год.

Даты даны по старому стилю.

© Kiriletz 2011

Добавить комментарий