Слово редактора о трилобитах

Этого никогда не было. Этого не могло случиться даже в те невероятные времена, когда материки почти полностью были покрыты водой, а то, что торчало из воды, практически не заслуживало внимания – ведь самые высокие «деревья» тогдашней суши были мхами не выше шести-семи миллиметров. Среди этих «зеленых насаждений» бродили ошалевшие от собственной значимости бактерии и чувствовали себя владыками суши.

Леди и джентльмены, анонс новой книги получился очень личным, делать его другим было нельзя. Поэтому я расскажу вам ужасно запутанную и страннную историю — приквел к книге Светланы Лавровой «Трилобиты не виноваты». Бумажная книга — могучая, прекрасная! вышла только что в «Самокате». Электронные «Трилобиты» — книга для взрослых. А история — как и сама книга — про дружбу.

– Я же чуял беду неминучую! – торжествующе взвыл Девятый Магистр.


Пролог, о котором некоторым известно


О существовании шпионского детектива про секретную школу трилобитов я узнала из интервью с автором. Светлана Лаврова, известный детский писатель, которую знает и любит вся страна, жаловалась, что у неё лежит рукопись, которую ни один издатель не берёт! «Не знаем, как продавать». Узнаю брата Колю! Именно так началась история «Эдвенчер»! И я выпросила рукопись взглянуть. И три недели читала, при полном отсутствии времени и возможности, на ходу, на кухне, в ванной, в туалете и в троллейбусе, чуть не вися вниз головой. Продиралась через палеонтологию, которую вежливо любила всю жизнь как что-то прекрасное и непонятное. И прочла.


Эпизод 0, о котором не известно никому

– Перестаньте жевать, Шестой Магистр. Вопрос очень серьёзный.
– А я серьёзно жую, раз вопрос серьёзный, – ответил Шестой Магистр, смахивая ножкой налипший на подвижную щёку обломок раковины фораминиферы. И откуда вы знаете, что я жую, вы же меня не видите?


Был мерзкий февральский день, в лицо сыпалась ледяная крошка, ветер вёл себя хамски, и я бежала к рынку через туннель. Там, у рынка, на нашей маленькой родине (мы обе с Московского форштадта), ждала меня Уна Андерсоне, дизайнер, верстальщик, художник-иллюстратор и на дуде игрец. Десять лет, с тех пор, как мы с ней перестали работать в одном рижском журнале, не были такими радужными, как об этом рассказывает книга «Дорогая редакция, или Волшебная палочка госпожи Тендер». Тираж в том издательстве кончился, а в «Самокате» просят другой финал: чувствуют неправду. Правильно чувствуют.


Идиллии, которая описана в книге, не произошло. Мы с Уной бесконечно спорили: творец всё-таки или ремесленник, местечек из святого Августина становилось всё больше, а сами мы делались всё жёстче и непримеримее.

– Что? Суша? Коллега, оставьте эти суеверия Эпохи Высокого стояния материков, – возразил Третий. – Наши ученые доказали – Суши не существует, это сказки. Древний прекрасный миф о Суше интересен в качестве народного творчества.

И вот сейчас я тоже не была ни в чём уверена. Точнее, была. Я была уверена, что Владимировна противным голосом скажет: «это нельзя продать». Я — бедный и непризнанный романтик-творец, она — мудрый и благополучный ремесленник. Ну, так получалось в спорах. Мы так и не выяснили этот вопрос. Да и чёрт с ним.

Срочно представьте, что смотрите кино, иначе ничего не поймёте.


Вот она стоит, в косухе, с сигаретой, с сарказмом в глазах, на ирокезе тает ледяная крошка.

— Шпионский детектив. О трилобитах.

Уна молча курит. Оператор, дайте её лицо крупным планом. Выражение медленно меняется. Из сурового и даже, я бы сказала, брюзгливого, оно делается… непонятным.

— О трилобитах, — сигарета дымит. — Шпионский роман.

Сарказм из глаз медленно исчезает. Ну как исчезает — перестаёт быть горьким сарказмом усталого взрослого. Зато появляется шаловливый блеск. Я не видела его десять лет.

— Да, — с достоинством говорю я. — О трилобитах.

Пауза.

— Но как, Холмс? — задумчиво спрашивает Уна Владимировна Медведь.

Теперь молчу я.

— Дай, — молвит Медведь после продолжительной паузы.

— Владимировна, будем честны: я читала это три недели. Три. Просто я считаю…

— Дай, кому говорят.

— Отправила.

И мы разошлись в разные стороны.

Курс Всемирной истории за первый класс трилобитской школы гласит, что первобытные дикари прототрилы превратились в трилобитов разумных (трилобит сапиенс) тогда, когда начали обсуждать свои совместные действия и сплетничать о соседях.


Эпизод 1

— Это нельзя продать, — позвонит потом Уна Владимировна. — Но я сделаю.

— А… а деньги?

— Разберёмся.

Момент был исторический. Мы просто об этом не знали. Трилобиты спасли нашу дружбу. Мы прочли их и поняли, что эта история — про нас. Про наши детские мечты и взрослую правду.

– Электропроцедуры полезны для стимуляции пожилых магистров, – сказал Десятый.


Эпизод 2


Я была уверена, что «Самокат» трилобитов не возьмёт. Это не наша авантюрная богадельня «Эдвенчер-Пресс». Это бизнес. Нельзя издавать то, что не продать! Но не показать редактору «Самоката» Маше Соболевой рукопись было нельзя. Даже, если придётся пожертвовать проектом в «Эдвенчер».

Неписаное, но непреложное правило: делай, как лучше для книги.

Передавайте информацию электрическими импульсами, как я вас учил. Раз уж Силой не владеете. Господа Безымянные, возьмитесь за ножки, замкните цепь.

Штука была в том, что земля уже дрожала, воздух вибрировал, и ЭТО происходило. Без ЭТОГО в Эдвенчер не делается ничего. Зачем иначе авантюрная богадельня, которая не приносит денег? Да, на электронке не зарабатывают. Электронный формат — скорее дополнение бумажного. Не потому что это так, а его так воспринимает наша, гм-гм, аудитория. Зря она так, конечно.

И тут меня осенило. То, что трилобитов взяли — было первым чудом. Второе произошло вопреки всей горькой правде о том, чего не бывает!

В «Самокате» подумали — и дали добро. «Трилобиты» выйдут как две разные книги.


Эпизод 3

По внезапному стечению обстоятельств я выпускающий редактор и проекта в Эдвенчер, и бумажной книги в «Самокате». Мы не соперники. Мы союзники. И теперь мне нужно придумать две разные концепции и написать две разные аннотации.
Какое всё же у жизни чувство юмора.

«Трилобиты не виноваты». Бумажная версия в «Самокате». Художник детской книги Никита Терешин
…В секретной школе трилобитов заседают двенадцать магистров: приближается ледниковый период. Четверо юных учеников отправлены на поиск средства от Второго конца света. Ледниковый период всё равно наступит, но юные разведчики сделают много открытий. Откуда и куда движется похолодание, у кого какие шансы выжить, можно ли отсрочить катастрофу и как. А также докажут, что мир живых существ не делится на первых и последних: для жизни на планете важны все!
Электронная версия «Трилобиты не виноваты» в «Эдвенчер Пресс». Художник взрослой версии Уна Андерсоне


Эдвенчер — богадельня, где оказываются неумеренно свободолюбивые в наказание за свою строптивость и нежелание играть по правилам. И шаловливая рука Остапа уже готовится написать: Это история про стареющих людей, которые в мыслях о неизбежном нашли опору в дружбе. Но так нельзя. Нельзя говорить про смерть прямо. Это не принято в современном обществе. Хотя мыслей о ней всё больше — ну нам за сорок уже, чёрт возьми! И вообще, о ней все думают, сначала в 4, потом в 12 — ну хватит врать! Мы думаем о смерти всю жизнь, с самого детства.

Всю жизнь, в которой всё может погибнуть, вывернуться наизнанку, обесцениться, и кто-то обязательно попробует убедить вас, что ЭТО — то, без чего вам не жизнь — всего лишь детская выдумка.
Вот без чего мы не можем. Без этой детской выдумки. Она единственное, что делает нас живыми.


Подумайте ещё вот о чём. «Трилобит» — поразительно удачная метафора слова «взрослый».

Ну, хорошо. Я сделаю как надо. Имейте в виду: один раз! В этой аннотации заменено одно слово. Вот она:


Цивилизация под угрозой – надвигается всеобщее оледенение. Совет Двенадцати Магистров во главе с Безымянным высылает шпионский десант из лучших учеников секретной школы трилобитов. Цель: выяснить причины и предотвратить… ну… на самом-то деле никто не может предотвратить неизбежное. Потому что никто и ничто не может остановить эволюцию. Но на самом деле эта палеонтологическая сказка о последних романтиках (их всегда отправляют в неизвестность), сохраняющих вопреки всему то главное, ради чего только и стоит жить: преданную дружбу и чувство юмора, без которых мы уж точно обречены на гибель.


Сегодня мы дождались электронных «Трилобитов» на Литрес, мы с Медведем снова в деле, в Эдвенчер праздник. Добавлю: как издатель электронных книг не советую спешить с ними по отношению к детям. Успеется.
Вот, дорогие трилобиты, электронная версия этой книги. На Bookmate и на Литрес. В оформлении Уны Андерсоне. Серия, конечно, «Жизнь замечательных». Разве они не замечательны?

Елена Соковенина,

главный редактор

One thought on “Слово редактора о трилобитах

Добавить комментарий