Поднимите мне век. Рецензия на книгу Елены Соковениной

Так захлопотались, что забыли. Шамиль же Шаукатович Идиатуллин, великий русский писатель, лауреат всего на свете, написал про «Импровизаторов» рецензию на LiveLib.

Как честный человек, он не стал отрекаться от своего отцовства, всё признал. И, кажется, не раскаивается в содеянном.

Импровизаторы. Саквояж мадам Ренар
Елена Соковенина
(Москва, «Самокат», 2020)

1905 год. Джейк и Дюк, двое юных мечтательных балбесов из крупнейшего города штата Вермонт, САСШ, с согласия утомленных родителей отправляются покорять столицы.
2015 год. Федор и Лев, двое стандартно вредных подростков из столицы Латвии, с согласия утомленных родителей отправляются проходить практику на новодельном паруснике с интернациональной командой.
Приключения начнутся в первые же минуты: парочкам придется пережить всевозможные мытарства, ограбления и погони, разбираться с сыщиками, чиновниками и прощелыгами, помогать международным авантюристам с тысячей лиц, бродяжничать, браться за черную работу и шикарные мегапроекты, голодать и пенно жуировать, стукаться о дно и взлетать в небеса — в общем, обкушаться плодов прекраснодушия, растяпистости, упорства и мужества по самое не могу. При этом сюжетные линии довольно разных героев, пронзающие довольно разные обстоятельства места и времени, окажутся схожими до степени смешения, но не взболтанности — настолько, что автор, не мудрствуя, ведет строчку как швейномашинную: 1905-2015-1905-2015-1906-2016. И наше время с нашими героями и нашей жизнью всякий раз оказывается долгим эхом эпохи, минувшей страшно давно и далеко — а та, в свою очередь, оказывается нашим эхом. Потому что Федор и Лев — современные проекции Джейка и Дюка. И виноват в этом, оказывается, лично я.

картинка zurkeshe

Рижанка Елена Соковенина — автор замечательно смешных, ехидных и умных повестей про современных подростков (особо знамениты приключения П.Осликова, остальные не хуже), а также соавтор и соратница видного холмсоведа и исследователя викторианства Светозара Чернова (псевдоним Степана Поберовского и Артемия Владимирова). Десять лет назад под псевдонимом М.Р.Маллоу она начала писать биографический якобы цикл «Пять баксов для доктора Брауна» (Мармадьюк Реджинальд Маллоу — это тот самый Дюк, который на пару с дружком Джейком Саммерсом проходит путь от провинциальных растяп до о.генриевских шарлатанов, а потом газетчиков и рекламных гениев, раскручивающих самого Генри Форда). Четыре романа цикла вместе и порознь засветились в разнообразных премиях, получили хождение и негромко культовый статус в электронном варианте, и однажды спровоцировали меня на неосторожное сетование типа «Классно же написано, но зачем это про Америку начала 20 века, а не про нас здесь и сейчас? Про Америку как бы есть кому писать и без нас — Малыш, неужели мы хуже собаки?»
Лена Соковенина это услышала, поразмышляла, закусилась — и написала цикл «Импровизаторы».
Она, наверное, хотела просто механически перенести подростков начала двадцатого века в наш хронотоп — но фокус не то чтобы не удался, а оказался совсем не фокусом: извлеченный из цилиндра кролик обернулся полосатым слоном, немедленно рванувшим в посудную лавку сюжета. В полуминутном пересказе «Импровизаторы» — это вполне себе «Пять баксов», но уже на минутном отрезке отличия оказываются разительными, и чем глубже влез, тем более разнятся фабулы, герои и смыслы.
Это обстоятельство, насколько я понял, производило настолько ошеломляющее впечатление на издателей, что те, натерпевшись буридановых мук, признавали: все такое вкусное, что выбрать один из вариантов, выбросив другой, невозможно, потому, увы, публиковать не будем ничего.
Издательство «Самокат» сразу решило обойти эту ловушку, напечатав в одном томе стартовые книги обоих циклов. Издательство и автор некоторое время обсуждали тонкости верстки и целесообразность «перевертыша» (нужно перевернуть книгу, чтобы начать читать второй роман) — и вдруг решили превратить сцепку в единое целое. «Импровизаторы» как есть.
Результат получился крутым, неожиданным, лихим — и уж точно совсем ни на что не похожим (в том числе заметно отличающимся от исходных циклов, ссылка на которые честно дана в конце повествования). Верстка, кстати, не подкачала: книга, что называется, богато и неожиданно иллюстрирована, так что бумажное издание представляет собой роскошный кунштюк.

Добавить комментарий